Возможность подачи судебных исков на “Гарантированного Покупателя” за неуплату за произведенную э/э, а также проведение протестных акций обсуждается биоэнергетическими предприятиями.
Об этом сообщает Энергореформа.
"Мы уже написали письма, кому только можем, объявили флешмоб в защиту отрасли и рабочих мест. Никакой реакции. Ни от президента, ни от премьера, ни от министра. Но из-за накопившихся за три месяца долгов за отпущенную биоэнергетическими станциями электроэнергию предприятия находятся на грани закрытия. Поэтому, скорее всего, придется прибегнуть к судебным искам к "ГарПоку" и организации акций протестов в правительственном квартале", – сказал глава правления Биоэнергетической ассоциации Георгий Гелетуха.
Определенные надежды возлагались на подписание Меморандума. Но биоэнергетику не может устроить выплата 40% задолженности в этом году и по 15% ежеквартально в следующем, как было анонсировано.
Гелетуха отметил, что подача иска в суд не дает надежды на быстрые расчеты "ГарПока", но может послужить дополнительным агрументом для контрагентов станций по поставкам сырья, а также для ведения переговоров с банками. Поставщики сырья со своей стороны уже инициируют иски к биоэнергетикам за задержку расчетов по поставкам.
Гелетуха также отметил, что мощность биоэнергетических станций по производству электроэнергии составляет всего 170 МВт и общая задолженность перед биоэнергетиками составляет 7% от общей задолженности всем производителям электроэнергии из ВИЭ.
"Это не является непосильным грузом для государства, но останавливает весь производственный процесс нам, поскольку топливная составляющая в нашем тарифе – 60%, в отличие от СЭС и ВЭС, которым не нужно платить за топливо и сырье", – объяснил Гелетуха.
По мнению эксперта, с учетом наличия топливной составляющей, было бы справедливым оплачивать произведенную биостанциями электроэнергию хотя бы на уровне, покрывающем расходы на сырье.
"Считаю, что оплачивать поставленный нами ресурс на уровне 5-7%, как и для солнечных и ветроэнергетических объектов, это дискриминация биоэнергетической отрасли. Мы в разных ситуациях. Я понимаю равный подход так: нам заплатили 60%, которые покроют нашу топливную составляющую, а потом всем одинаково", – разъяснил позицию глава БАУ.
Мощность биоэнергетических станций так мала, что оплата им топливной составляющей практически не сказалась бы на уровне оплаты СЭС и ВЭС.
По прогнозам главы БАУ, ситуация с неоплатой "зеленого" тарифа очень негативно скажется на привлечение инвесторов в отрасль ВИЭ, в том числе, биоэнергетики.
"Я думаю, что такая ситуация, в которую попала отрасль ВИЭ, отпугнет всех инвесторов. Я не знаю такой госпроблемы, которую нельзя было бы решить за месяц, а у нас 9 месяцев идут переговоры, проблемы не решаются. И все 9 месяцев всех колотит – то заплатят, то не заплатят. А последние три месяца всех просто откровенно игнорируют", – заявил Гелетуха.
Он также напомнил о преимуществах биоэнергетики.
"Биоэнергетика – это тяжелый бизнес. Станции долго строятся, дорого стоят, но мы стабильные, не зависим от погоды, обеспечиваем практически стопроцентное прогнозирование, можем производить и электрику, и тепло. В биоэнергетике создано около 15 тыс. рабочих мест (50% рабочих мест от всех созданных в отрасли ВИЭ), из них 3,5 тысяч на объектах, производящих электроэнергию. При этом очень высокая доля украинского оборудования и задействован целый ряд смежных отраслей. Плюс экологическая составляющая. Например, после того, как системы начинают собирать газ на мусорных полигонах, они уже не горят", – объяснил Гелетуха.
Котельные и ТЕС/ТЕЦ на биомассе уже замещают 4 млрд куб. метров природного газа в год.
Но все эти особенности и преимущества отрасли не понимают в правительстве и парламенте. Поэтому проблему развития биоэнергетики игнорируются на государственном уровне, считает глава БАУ.
"Одной из причин, почему зеленая энергетика вызывает у многих раздражение, является неправильный подход к развитию солнечной генерации. Это перестимулированная отрасль, которая создала много и финансовых, и технических проблем. Теперь заложниками ситуации стали все ВИЭ", – подчеркнул Гелетуха.