В четвертом квартале 2018 года стоимость древесного волокна составляла от 45% до 70% затрат на производство целлюлозы во всем мире.
В 2018 г. затраты на древесную щепу и целлюлозу в целом были выше во всем мире, чем в 2017 г. Индексы цен на древесину хвойных пород (SFPI) и лиственных пород (HFPI) достигли самых высоких показателей за четыре года, увеличившись с 2016 г. на 6,4% и 4,6% соответственно.
По данным Wood Resource Quarterly (WRQ), за последние два года цены на волокна хвойных пород выросли более чем на 20% на северо-западе США, в Западной Канаде, странах Северной Европы и Германии. Единственными регионами, где цены упали с четвертого квартала 2016 г., были Восточная Канада и Бразилия.
В Восточной Канаде снижение цен произошло в основном из-за избытка древесной щепы, а в Бразилии – из-за ослабления бразильского реала. В Онтарио и Квебеке растущее производство пиломатериалов создало достаточные запасы остаточной стружки, в то время как спрос на древесное волокно снизился. Как следствие, цены на стружку упали почти на 50% за последние шесть лет, и некоторые лесопильные заводы пытаются найти оптовых покупателей на все свои объемы.
За последние два года расходы на целлюлозу из лиственных пород выросли в 15 из 16 стран, отслеживаемых WRQ. На целлюлозно-бумажных комбинатах в некоторых основных регионах, производящих целлюлозу из твердых пород дерева, включая Китай, Финляндию, Индонезию и Испанию, стоимость волокна выросла с 10 до 30% с 4-го квартала 2016 г. по 4-й квартал 2018 г.
Цены на импорт щепы лиственных пород в Китае неуклонно росли с конца 2017 г. до начала 2019 г., главным образом из-за увеличения стоимости щепы, которая поступала из Австралии и Чили. В конце прошлого и в начале текущего года цены на импортную щепу лиственных пород в Китае и Японии были практически одинаковыми — в отличие от предыдущего десятилетия, когда щепа, поставляемая в Японию, была на 20–70 долларов США дороже, чем та, которая поставлялась в Китай.
Марко Баянов