Возможность свободно продавать электроэнергию и получать компенсацию особенно заинтересует биоэнергетические проекты.
Об этом рассказал председатель БАУ Георгий Гелетуха в интервью Экономической правде.
В переходных положениях недавно принятого Закона Украины 810-IX "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии" говорится о том, что Кабмин в течение трех месяцев, как закон вступил в силу, должен разработать и подать в Верховную Раду Украины законопроект, который позволит производителям энергии из возобновляемых источников продавать ее по новому механизму.
Производители электроэнергии из ВИЭ смогут свободно продавать электрическую энергию на рынке и получать компенсацию как разницу между «зеленым» тарифом и аукционной или рыночной ценой, но не ниже цены на рынке "на сутки вперед".
В частности, законопроект должен предоставить право производителям электроэнергии из альтернативных источников энергии "выходить из балансирующей группы Гарантированного Покупателя и свободно продавать электрическую энергию на рынке с возможностью получения компенсации в виде разницы между установленным «зеленым» тарифом или аукционной ценой и рыночной ценой, не ниже, чем цена на рынке "на сутки вперед".
Что это даст производителям электроэнергии из биомассы и биогаза?
Правда, при заключении прямых договоров производителям из ВИЭ придется самостоятельно отвечать за небаланс. С этой точки зрения, новый механизм особенно заинтересует биоэнергетические проекты, поскольку, с учетом стабильного характера их генерации, они смогут выходить с балансирующей группы ГарПока с меньшими рисками.
Не урегулирован пока вопрос выдачи "гарантии происхождения" возобновляемой электроэнергии, хотя это предусмотрено законом "Об альтернативных источниках энергии" и существует постановление КМУ о порядке их выдачи (предусматривает создание и ведение соответствующего реестра). Этим должно заниматься Госэнергоэффективности.
Проблема в том, что форма и содержание гарантии происхождения, о чем говорится в постановлении, не соответствуют требованиям таких гарантий в странах ЕС. И реестр не создан, поэтому выдача гарантий не проводится.