в Киев прибыли представители Интерпола и WWF Германии, чтобы поделиться опытом расследований незаконной вырубки леса с украинскими правоохранительными структурами и общественными организациями.
Об этом сообщает Derevo.ua.
Экологическая преступность – третья по прибыльности уголовная отрасль во всем мире после торговли наркотиками и поддельной продукцией. Ее деятельность приводит к потерям в размере 200 млрд долларов в год. Три четверти из этих денег (около 150 млрд долларов) приходится на лесную преступность – незаконная вырубка и экспорт леса.
Такая тенденция сложилась именно потому, что преступникам нравится работать с низкими рисками и высокими доходами. При этом многие страны вовсе не противодействуют этой незаконной деятельности и не имеют соответствующих структур, которые назначали бы серьезные наказания. Украина – не исключение.
Пути обмана
Лесная преступность состоит из незаконной вырубки леса, его транспортировки, переработки, отмывании денег и экспорта древесины незаконного происхождения. Поскольку полученные от незаконной деятельности деньги нужно отмывать, Интерпол, помимо прочего, занимается и финансовыми расследованиями. Если отследить, куда идут деньги, можно выйти на криминальные структуры.
Большинство действий осуществляется без соответствующих разрешений или с помощью дачи взяток. В процессе переработки могут сочетать законную и незаконную древесину, например, при производстве бумаги или целлюлозы. При экспорте могут декларировать неправильный тип древесины и подделывать сертификаты.
Транспортировка древесины с мест лесозаготовки до места переработки может осуществляться и дорожными путями, и водными. Самый распространенный способ – грузовики или поезда. Представители Интерпола говорят, что с точки зрения правоохранительной деятельности нужно устанавливать контрольно-пропускные пункты на дорожных и водных коридорах, чтобы выявлять контрабанду.
Если говорить об этапе транспортировки, здесь самое распространенное нарушение – это неполучение необходимых разрешений на транспортировку, их подделка или повторное использование одноразовых документов, а также просто взятки, чтобы просто проходить эти контрольно-пропускные пункты.
Как Интерпол расследует незаконную вырубку леса
Во-первых, осуществляется надзор и дистанционное наблюдение, в частности, со спутников. Неправительственные организации часто используют спутники и беспилотники, чтобы показать вырубку на защищенных территориях.
Также правоохранители проводят визиты в места лесозаготовки или складов, проверяют разрешения и требования законодательства, определяют пути экспорта и импорта и осуществляют их блокировки.
Интерпол использует новейшие технологии для отслеживания древесины, которые сейчас разрабатываются для того, чтобы выявлять ее происхождения. Они также могут использовать пластиковые ярлыки, штрих-коды, краски, нанесенные отметки, но самое главное – это анализ ДНК, чтобы доказать происхождение древесины. Конечно, для таких анализов нужны специальные лаборатории, которые есть далеко не во всех европейских странах.
Борьба с незаконной вырубкой в Украине
В WWF рассказали о конкретном случае, когда удалось предотвратить преступление в лесной сфере. Незаконную вырубку зафиксировали в Ужанском национальном парке.
«Местные активисты сообщили нам, что там что-то не так, в Национальном парке незаконно вырубают буковые деревья, некоторым из них более 350 лет. Крупнейшим потребителем этой древесины оказалось производство «Полипром» – крупнейший производитель древесного угля в Украине. Мы не могли доказать, что они закупали незаконный уголь, но бук – самый популярный вид древесины, из которого это предприятие делает уголь. Все это на вид было подозрительным, началось расследование по подозрению, что «Полипром» работает с нелегальными механизмами, и через несколько лет предприятие потеряло сертификаты», – рассказал ведущий консультант по вопросам лесной политики WWF Германия Иоганнес Захнен.
По словам Захнена, благодаря общественному давлению, местным активистам начались системные проверки рынка угля, проводились собственные аудиты и с того момента удалось остановить работу 74 компаний, которые производят уголь, большинство из них – именно из Украины.
Что поможет?
Интерполовец Саса Браун отметил, что в первую очередь должны быть решены проблемы, связанные с коррупцией и взяточничеством.
Он высказал мнение, что запрет на экспорт древесины, с одной стороны, направлен на защиту украинского леса и поддержку местной промышленности для переработки древесины. Но проблему с вывозом древесины за пределы страны это не решает.
Стойкость в борьбе с транснациональной организованной преступностью, по его словам, должны обеспечивать независимые правоохранительные силы. И здесь главный вызов – это взяточничество.
«Если правоохранители получают 200-300 долларов в месяц, обычно они соглашаются на предложенные 500 долларов за то, чтобы закрыть глаза на незаконную деятельность. Поэтому здесь важно, чтобы государство предложило достойную зарплату работникам правоохранительных органов, чтобы они не соглашались на получение взяток», – отмечает он.
Интерпол, по его словам, готов продолжать сотрудничество с украинскими правоохранителями.
«У нас налажено сотрудничество с НАБУ, – говорит он. – Кроме того, и общественность должна осознавать, что происходит в стране и осуществлять общественный контроль – каждая страна нуждается в этом».