Британская газета Daily Telegraph опубликовала критический репортаж об использовании древесной биомассы для производства электроэнергии в Соединённом Королевстве.
Об этом пишет RenEn.
Биомасса — органика, сжигаемая для производства энергии — крупный источник возобновляемой энергии в Великобритании. На её долю приходится 11% потребления электроэнергии в стране. К тому же Британия крупнейший импортер и потребитель древесных гранул (пеллет) в Европе.
Рекордные два месяца без сжигания угля страна прожила в том числе благодаря сжиганию древесного топлива на электростанциях.
Газета высказывает опасения, что такая практика, обосновываемая задачей достижения климатической нейтральности Великобритании к 2050 г., может лишь ухудшить глобальный климат.
Основной производитель электроэнергии из древесины в Великобритании – компания Drax. Под использование биомассы компания переоборудовала четыре из шести своих угольных электростанций. В связи с тем, что ее выбросы считаются «углеродно-нейтральными» в соответствии с британским/европейским законодательством, компания получает большие субсидии и налоговые льготы, которые оцениваются в 333 млн фунтов стерлингов. Дело в том, что, согласно принятых норм, взамен вырубленных деревьев должны быть высажены новые, которые поглощают столько же углекислого газа, сколько выделяется при сжигании вырубленных. Т. е. баланс выбросов такого предприятия в идеале должен быть равен нулю.
Но в последнее время усилилась критика такой системы. Она связана, в первую очередь, со временем, в течение которого будет достигнут нулевой баланс выбросов (время восстановления использованных древесных ресурсов). Кроме того, игнорируются выбросы от производства, отгрузки и хранения импортированных древесных гранул. Поэтому существуют опасения, что сжигание древесины вытесняет другие возможности, более эффективные в плане снижения выбросов.
«Если правительство (справедливо) собирается избавиться от угля, а затем сжигать древесину вместо этого, потому что она классифицируется как возобновляемый ресурс в соответствии с директивой ЕС, вполне очевидно, что директива плохо сконструирована», — говорит Дитер Хельм, профессор Оксфордского университета.
Консалтинговая компания Ember призывает правительство обложить налогом выбросы углерода из биомассы. По расчётам, их объём может превысить 700 млн фунтов.
«Электростанции, работающие на биомассе, получают огромные налоговые льготы, основанные на устаревшем предположении, что сжигание древесины углеродно-нейтрально. Между тем, возобновляемые источники энергии, такие как офшорный ветер, гарантируют сокращение выбросов — за менее половины цены, получаемой при сжигании древесины на электростанциях», — отмечает Фил Макдональд, глава Ember.
В репортаже Telegraph рассказывается, что Великобритания импортирует энергетическую древесину из США и России. Расширение использования биомассы в энергетике «ведет к вырубке деревьев и уничтожению биоразнообразия на юге Соединенных Штатов, являющихся основным поставщиком древесных гранул в Великобританию».
К этой дискуссии подключилась и российская группа компаний «УЛК», поставляющая пеллеты для Drax. Они занимаются заготовкой древесины в районах, где деревья могут расти до 150 лет. В течение всего этого времени деревья поглощали углерод, а когда произойдет компенсация выбросов от сжигания? “Когда будет слишком поздно для климата”, – прогнозированно считает российский Гринпис.
Drax и его американский поставщик Enviva утверждают, что они используют только устойчивую биомассу в соответствии с самыми высокими британскими и международно признанными критериями. И не используют древесину, которая создает углеродный долг, а получает из России древесные гранулы, произведённые исключительно из отходов лесопилки.
«Устойчивая биомасса с улавливанием и хранением углерода (BECCS — bio energy carbon capture and storage), которую мы уже опробуем на электростанции Drax, является жизненно важной технологией с отрицательными выбросами, которая поможет Великобритании достичь цели по нулевому балансу выбросов к 2050 году при наименьших затратах», — такова позиция Drax.
Однако эксперты предупреждают, что без переоценки политики Великобритания может продолжать вносить свой вклад в глобальное потепление, даже несмотря на то, что на бумаге будет выглядеть углеродно-нейтральной.
«Биомасса — это технология высокого риска при переходе Великобритании к энергетической системе с нулевым выбросом углерода», — говорит Макдональд из Ember.
По его мнению, использование древесины вместо угля на электростанциях без утилизации тепла – сомнительная затея. Если объекты работают в комбинированном режиме – это более приемлемый вариант, при условии, что для сжигания, действительно, используются отходы и другая «правильная» древесина. Однако такой вариант желательно использовать ближе к местам добычи древесины (отходов) и в регионах с большой потребностью в тепловой энергии, высокой продолжительностью отопительного сезона.